Шум




Какого заглушения можно добиться? Как конструировать малошумящие механизмы? - часть 6


Воздух, прошедший снаружи двигателя, менее турбулентен, чем струя, что само по себе уже снижает шум; кроме того, благодаря наличию промежуточного слоя воздуха, обтекающего двигатель, смешение газов струи и холодного атмосферного воздуха происходит гораздо более плавно.

Дело было бы попроще, если бы шум турбореактивного (или турбовентиляторного) двигателя создавала только струя; в действительности это не так. Есть также возмущения, обусловленные аэродинамическими взаимодействиями при вращении лопаток компрессора и (в гораздо меньшей степени) лопаток турбины. Последние поколения двигателей фирмы Роллс-Ройс воплощают в себе главное нововведение в этой области: обычные входные направляющие лопатки здесь полностью выброшены, благодаря чему исключен важный источник возмущений, вызываемых прохождением каждой лопатки через области пониженной скорости воздуха позади неподвижных направляющих лопаток. Шум взаимодействия венцов ротора и статора был снижен путем увеличения зазора между венцами и подбором наилучшего соотношения между числами лопаток в одном и другом венце.

Эти двигатели снабжены также тремя отдельными пустотелыми концентрическими приводными валами, что позволяет снизить скорость вращения вентилятора, который приводится в движение другим валом, чем компрессор. Кроме того, двигатель имеет также устройство, предназначенное для изменения площади и формы сопла от круговой до прямоугольной, это изменяет характеристику направленности шума, отклоняя большую часть его вбок; в результате было получено снижение шума у поверхности земли на 3 дБ. Дальнейшего уменьшения шума двигателя удалось достигнуть при помощи значительного количества звукопоглощающей облицовки, встроенной в различные воздуховоды. Как мы увидим в следующей главе, звукопоглощающая облицовка воздуховода может значительно ослабить бегущий вдоль него звук. В каждом двигателе звукопоглощающей облицовкой покрыто около 20 м2 поверхности воздухоприемника вентилятора и выходного воздуховода (рис. 50).


Содержание  Назад  Вперед