Звуковая студия в PC

       

Главное окно программы


Кроме уже упомянутого главного меню (обязательного атрибута большинства приложений MS Windows) в главном окне программы расположено довольно большое количество элементов интерфейса. Рассмотрим каждый из них.

При изучении программы для наглядности лучше всего загрузить какой-нибудь готовый SoundFont. Для этого воспользуйтесь командой главного меню File > Open.

Рис. 3.10. Панель инструментов

Панель инструментов (она изображена на рис. 3.9.) состоит из следующих кнопок:

  • New — отчистить память для создания нового звукового банка.
  • Open — загрузить уже существующий звуковой банк.
  • Save — сохранить звуковой банк на диске.
  • Bank Manager — вызвать менеджер банков.
  • Cut — вырезать объект и поместить его в буфер обмена.
  • Copy — копировать объект в буфер обмена.
  • Paste — вставить объект из буфера обмена.
  • Loop Points — управление зацикливанием сэмплов.
  • Rearrange — расположить поля главного окна оптимальным образом.
  • Bank Statistics — статистические сведения о редактируемом банке.
  • Key Range — отображать в правой верхней части окна MIDI-клавиатуру с диапазонами действия сэмплов, инструментов или пресетов.
  • Velocity Range — отображать в правой верхней части окна специальное поле для управления распределением сэмплов, инструментов или пресетов по скоростям нажатия клавиш.
  • MIDI In Devices — вызывает окно Select MIDI In.
  • Help — контекстная подсказка.
  • Print — печать настроек редактируемого звукового банка.
  • Toggle Full Screen — развернуть программу на полный экран (заголовок окна и главное меню будут недоступны).
  • Toggle Full Tree — развернуть дерево звукового банка.

Некоторые из кнопок являются недоступными до тех пор, пока не появится практическая возможность их использования при работе с конкретными объектами звукового банка.

Ниже при изучении меню программы мы еще рассмотрим все эти команды более подробно, ведь все кнопки, расположенные в панели инструментов, дублируют некоторые из команд меню.

На рис. 3.8 видно, что под панелью инструментов расположено поле для управления MIDI-манипуляторами (MIDI Controller Bar).


Вполне возможно, что на экране вашего монитора этот и еще некоторые элементы интерфейса расположены в других частях главного окна. Ничего необычного в этом нет, в Vienna SoundFont Studio 2.1, как и во многих других современных программах, интерфейс является гибким: пользователь при помощи мыши может переместить органы управления в любое удобное для него место. Кроме того, программа может самостоятельно оптимально располагать элементы интерфейса, учитывая при этом установленное разрешение.

Вернемся к панели MIDI-манипуляторов. Если вы захотите послушать звучание редактируемого пресета с тем или иным эффектом, при помощи ниспадающего списка, расположенного в левой части панели, интересующий вас манипулятор и задайте его положение цифрой от 0 до 127 (в поле MIDI controller value) или при помощи движка (MIDI controller value slider).

На рис. 3.8 ниже панели MIDI-манипуляторов расположено дерево звукового банка SoundFont Tree view, которое служит для отображения и редактирования его структуры. вы можете импортировать или экспортировать сэмплы из банка, создавать инструменты на базе сэмплов и пресеты на базе инструментов.

Дерево состоит из трех основных ветвей: секции сэмплов (Sample Section), секции инструментов (Instrument Pool) и секции пресетов (Preset Section).

Такой элемент управления не является чем-то необычным. Дерево — это стандартный элемент MS Windows, который, как правило, служит для перемещения по файловой структуре. Поэтому “лазанье” по дереву звукового банка не должно вызывать у вас никаких трудностей. При перемещении по дереву звукового банка на некоторых уровнях иерархии нажатием правой кнопки мыши можно вызвать всплывающее меню, содержащее команды для работы с объектами банка. Содержание меню будет различным для разных секций и уровней иерархии. Все его пункты дублируют одноименные команды главного меню (Options), которым посвящен отдельный раздел. Находясь в секции сэмплов или инструментов, можно добраться до самого низкого уровня иерархии — сэмплов.



Щелчок по значку, символизирующему сэмпл, эквивалентен команде Options > Sample > Loop.

Состав всех остальных органов управления главного окна зависит от уровня вашего положения на дереве SoundFont. Они предназначены только для одной цели — доступ к настройкам текущего объекта звукового банка.

Справа от дерева банка расположено окно Key/Velocity Range View, предназначенное для отображения зон действия сэмплов, инструментов или пресетов. Переключение между режимами отображения Key Range View и Velocity Range View осуществляется путем нажатия соответствующих кнопок панели инструментов (Key Range, Velocity Range) или при помощи пунктов меню View>Key Range и View>Velocity Range.

Окно Key Range View содержит изображение MIDI-клавиатуры и позволяет осуществлять привязывание объектов SoundFont 2.0 (под объектами мы понимаем сэмплы, инструменты или пресеты) к определенным группам клавиш в соответствии с принципами мультисэмплинга и многослойности. Как вы уже знаете, эти технологии разработаны в основном для того, чтобы приблизить качество звучание сэмплера к звучанию реальных инструментов.

Кроме того, что тембр звучания реальных инструментов зависит от высоты звука, существует одна тонкость: тембр зависит также и от уровня громкости, который, в свою очередь, зависит от скорости нажатия на клавишу (Velocity) MIDI-клавиатуры. При разработке формата SoundFont 2.0 был учтен и этот момент. Существует возможность привязки объектов к диапазонам скоростей нажатия на клавишу. При этом принципы мультисэмплинга и многослойности остаются в силе. Поле Velocity Range View вместо изображения MIDI-клавиатуры содержит шкалу громкости, представляющую собой полоску, цвет которой плавно переходит от голубого в темно-синий. Максимальная скорость нажатия на клавишу (а значит и максимальная громкость) соответствует темно-синему (правому) концу полоски, тишина — голубому.

Окна Key/Velocity Range View служат не только для отображения и редактирования диапазонов действия объектов SoundFont 2.0, но и для звукоизвлечения, путем щелка мышью по MIDI-клавишам или по шкале громкостей.



Диапазоны распределения объектов SoundFont по MIDI-клавишам или громкости легко изменить при помощи мыши. Ухватитесь за прямоугольничек, символизирующий начало или конец диапазона, и перетащите его на новое место.

Все поля, расположеные ниже окон SoundFont Tree и Key/Velocity Range View, являются частью одного окна, называющегося Generator View (отображение настроек генератора — тех самых воображаемых регуляторов, о которых мы говорили при анализе структуры EMU8000). С помощью опций именно этого окна вы будете настраивать звучание инструментов и пресетов. Подробно об этом нам еще предстоит поговорить, ведь Generator View — это основа программы.

При помощи мыши вы можете легко изменить размеры полей окна Generator View по своему усмотрению.

Есть еще один элемент главного окна — строка статуса (Status Bar), которая служит для отображения текущего состояния программы.

На этом наше первое знакомство с главным окном программы заканчивается. Перейдем к подробному описанию работы с Vienna SoundFont Studio 2.1 и начнем с главного меню программы, которое состоит из семи пунктов:

  • File — операции с файлами;
  • Edit — редактирование;
  • View — отображение;
  • Options — опции;
  • MIDI Keyboard — команды и настройки MIDI-интерфейса;
  • Tools — вспомогательные инструменты;
  • Help — помощь.



Содержание раздела